Анализ Протокола Правительства РТ на предмет ее соответствия информационному законодательству

0
836

Данный документ анализирует недавно утвержденный Протокол собрания правительства РТ от 30 июня 2015 года  под №7 (Протокол) на предмет его соответствия международным стандартам в области свободы выражения мнений и информационному законодательству Республики Таджикистана.

30 июня 2015 в Правительстве Республики Таджикистан был утвержден Протокол собрания, предложенного  предоставить  Национальному информационному агентству Ховар (НИАТ «Ховар») право первым освещать официальную информацию и только после освещения надлежащей информации в НИАТ «Ховар» предоставить эту же информацию другим СМИ.

Данное положение вызывает особую озабоченность, поскольку оно потенциально ограничивает право других СМИ на доступ к официальной информации. Кроме того, если такого рода ограничение окажется реальным оно серьезно ухудшит положение журналистов и СМИ и их право на доступ к разнообразным источникам информации, таким образом, препятствуя развитию плюрализма мнения в СМИ.

Далее рассмотрим содержания Протокола, сопоставив его положение нормам международного  и национального законодательства РТ:

«заместитель премьер-министра РТ, помощник президента по вопросам социального развития и связям с общественностью, министерства и ведомства, руководство исполнительных  властей в районах, городах и областях республики, Национальное информационное агентство «Ховар», управление науки и образования в будущем должны будут всю официальную информацию, собрания правительства Таджикистана, рабочие поездки президента Таджикистана по стране и за ее пределы, собрания, встречи и мероприятия международного, республиканского и отраслевого уровня публиковать посредством НИАТ «Ховар» и после этого отправлять на распространение в другие СМИ Таджикистана».

В Конституции РТ признается обязательный характер международных договоров  по правам человека, ратифицированных Парламентом РТ, а так же их приоритетное значение перед национальным законодательством (п. 3 ст. 10 Конституции РТ).  Документ такого рода с ограничивающим положением не только нарушает ряд положений основного закона страны Конституции РТ, но и ставит под сомнения репутацию  Таджикистана как государства выполняющего свои международные  обязательств в сфере прав человека.

В соответствии с международным правом свобода информации, в том числе право доступа к информации, которой располагают государственные органы, гарантируется как, один из аспектов свободы выражения мнения. И данное право прежде всего защищено статьей 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), ратифицированного Таджикистаном в апреле 1999 года. Согласно статье 19 МПГПП:

1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Как известно право на свободу слова/выражение мнения не является абсолютным, и оно может быть ограниченно только в очень узких и ограниченных обстоятельствах. Данные обстоятельства предусматривает статья 19 МПГГП, согласно которой ограничения должны быть установлены законом, является необходимым  преследовать одну из указанных в статье  целей: для уважение прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». И до сегодняшнего дня открытый доступ к официальной информации СМИ ни как ни стало причиной нарушения прав и репутации других лиц, не посягала на государственную безопасность, общественный порядок, здоровья и. д. Стало быть нет и необходимости введение и даже обсуждение такого ограничивающего положения.

Сегодня Таджикистан как и все страны мира активно борется с таким нежелательным явлением, как коррупция, так же является участником Конвенции ООН против коррупции[1], которая предполагает выполнение от государства-участника обязательств по обеспечению широкого спектра прав в рамках государственной стратегии по борьбе с коррупцией, включая право на свободное выражение мнения.

В статье 13 Конвенции ООН против коррупции говорится, что:

  1. Участие {общества в процессах противодействия коррупции} следует укреплять с помощью таких мер, как:

а) усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений;

b) обеспечение для населения эффективного доступа к информации;

с) проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах;

d) уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции. Могут устанавливаться определенные ограничения этой свободы, но только такие ограничения, какие предусмотрены законом и являются необходимыми:

i) для уважения прав или репутации других лиц;

ii) для защиты национальной безопасности, или публичного порядка, или охраны здоровья или нравственности населения.

Согласно положениям Конвенции ООН против коррупции — именно все вышеперечисленные меры эффективно способствуют снижению уровня коррумпированности государственных структур, повышают доверие граждан к государственному управлению и повышают подотчетность правительственных структур перед населением. В дальнейшем, получение законной формы, это положение перечеркивает всю деятельность  законодательного органа Таджикистана, на протяжении которого была формулирована либеральная законодательная база свободы информации в РТ ведущая к открытому и прозрачному правительству.Принимая во внимание важность право на доступа к информации в демократическом обществе  Конституция РТ в двух своих статьях закрепляет положение о данном праве. Согласно статье 25 Конституции РТ:

Государственные органы, общественные объединения, политические партии и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом.

Конституция Таджикистана  в статье 30 также защищает право на свободу выражения убеждений:

Каждому гарантируются свобода слова, печати, право на пользование средствами информации.

Пропаганда и агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду и неприязнь запрещаются.

Государственная цензура и преследование за критику запрещаются. Перечень сведений, составляющую государственную тайну, определяется законом.

Из двух конституционных норм устанавливающих право на доступ к информации — первая больше всего касается право граждан на доступ к информации и согласно положению конституции может быт ограниченно в соответствии с специальным законом.  Вторая статья основываясь на принципе «разрешено все, что не запрещено законом», гарантирует право СМИ на доступ к информации тем самым указывая,  что любая информация не входящий в перечень государственной тайны является доступным и не может быть ограничена другими законами, кроме, как Законом РТ «О государственной тайне».

Действующий Закон РТ «Об информации» довольно подробно регламентирует вопросы реализации права на доступ к информации, которой владеют государственные органы, другие организации и их должностные лица. Так, статья 25 этого закона (доступ к открытой информации) закрепляет что:

Ограничение права на получение открытой информации запрещается. Правом на получение информации пользуются граждане, которым эта информация необходима для исполнения своих профессиональных обязанностей.

  1. На сегодняшний день СМИ и журналисты являются основным источником получения оперативной информации для граждан Таджикистана. Несмотря на существующие законы гарантирующие право граждан на доступ к информации, мало кто из граждан для получения информации непосредственно обращаются в государственные органы. В связи с чем, ограничение право СМИ на свободный доступ к информации, равно ограничению народа Таджикистана на информацию, которые является единственным источником государственной власти (ст. 6 Конституции РТ) и которая имеет право беспрепятственно получать информацию о деятельности того, кого она избирает в высшие органы власти.
  2. Понимая всей важности роли СМИ в предоставлении информации обществу, в 2013 году в стране был принят новый Закон РТ «О периодической печати и других СМИ», подробно регламентирующие право на информацию, которой владеют государственные органы, другие организации и их должностные лица. Одним из позитивных моментов нового закона было именно  сокращение срока получения информации до  трех рабочих дней для  журналистов и редакций СМИ (пункт 3 статьи 23). С сокращением срока предоставления информации законодатель не только улучшил ситуации свободы информации в стране, но и выполнил международное обязательство по Универсальному периодическому обзору (УПО). Как известно, Таджикистан являясь членом ООН в этом году уже второй раз будет проходить процедуру УПО. В предстоящем УПО Таджикистан будет предоставлять отчет по выполнению рекомендаций сделанных надзирающими государствами в 2011 году. Из всех рекомендаций, которые Таджикистан принялся выполнить в прошлый раз, две касались вопросов СМИ. Первой было принятие и поощрение свободы слова, и вторым отмена уголовной ответственности за диффамацию и более транспарантные процедуры выдачи лицензий на право вещания. Теперь из за положения Протокола выходит, что Таджикистана из двух рекомендаций выполнил только одну и то частично, а принятый прогрессивный закон о СМИ не будет принят во внимание.  Таким образом, Таджикистан еще раз войдет в список государств, которые не выполняет свои международные обязательства и причиной этому станет необдуманное действия некоторых чиновников закрепленных в Протоколе.
  3. Аргументом  чиновников по поводу предоставление НИАТ Ховар право первым освещать официальную информацию является то, что освещая через государственный СМИ официальную информацию они, таким образом, предотвращают появление искаженной  и необъективной официальной информации, которая нередко встречаются в негосударственных СМИ.

Вместе с тем в Таджикистане действует Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан [2], согласно которой:

  1. «в целях расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования современных Информационно-коммуникационных технологий государственные органы обязаны создать ведомственные Интернетсайты, обеспечивающих полноту и своевременность размещения на них соответствующей информации».
  2. Сегодня для реализации целей Концепции у многих министерств и ведомств существуют Интернет сайты, которые не обновляются месяцами и даже годами, так почему бы своеверменно не размещать эту объективную информацию в этих интернет сайтах, таким образом, оживив их, а не предоставлять право НИАТ Ховар освещать объективную информацию?

Кроме того, положением о национальном агентстве Таджикистана «Ховар»[3] уже закрепляется эксклюзивное право сбора и распространения официальной информации и документов (ч. 2, п.5 Положение НИАТ Ховар), что так же является дискриминацией по отношению к другим СМИ.

Другой закон, нормам которого противоречит положение Протокола, это Закон РТ «О праве на доступ к информации». Закон гарантирует право граждан на свободу информации,  закрепляя этим право каждого гражданина на свободное осуществление поиска информации и получение его от государственных органов и организаций, иных органов и организаций, наделенных государством властными полномочиями, органов местного самоуправления, их должностных лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях. Данный законно является разъясняющим законом положении статьи 25 Конституции РТ, которая имеет отсылочный характер в отношении ограничения данного права, на специальный закон. Рассмотрим, как же закон о доступе определяет меру ограничение данного права:

  1. «не может быть ограничен доступ к информации, необходимой для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за получением этой информации, если она не отнесена Законом РТ «О государственной тайне» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственной тайны к категории информации ограниченного доступа (ст. 5 Закон РТ «О праве на доступ к  информации»

Соответственно вывод из этой нормы такой, что право на доступ к информации может быть ограниченно если информация входит в перечень ограниченного доступа, стало быть информация открытого характера не может быть никоем  образом ограничена, кроме как по установлению Закона РТ «О государственной тайне»

Кроме того, что положение Протокола противоречит законам РТ он ещё  так же не соответсвует ряду подзаконных актов, устанавливающих основную политику РТ в области информационной и информационно — коммуникационных технологий.

В Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан[4], закрепляется, что:

«В сфере  политики   в   области   средств массовой   информации государство   должно  гарантировать  свободу слова  и  информации,  и обеспечить   свободный   доступ   граждан   к информации    органов государственной и местной власти»

Согласно Концепции информационной безопасности  Республики Таджикистан[5], одной из основной  угрозой информационной безопасности страны является:

«монополизацию информационного рынка Таджикистана его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами»

Стало быть, положение Протокола о НИАТ Ховар является явной угрозой информационной безопасности страны и исходящая изнутри самого государства. И здесь возникает вопрос стоит ли, для способствования развития одного информационного Агентства- НИАТ Ховар пренебрегать безопасностью страны, международным статусом и либеральным законодательством о свободе информации сформулированным на протяжение последних десяти лет?

На основании вышеизложенного:

11.Правительство  Республики Таджикистан должна дать официальное разъяснение на счет положение Протокола о том, что оно ни как ни является ограничивающим положением правa на доступ к информации независимых СМИ, так же не должно в будущем учитываться в формировании законодательства об информации;

12.Предлагаем разработать внутреннюю и внешнюю политику организации деятельности НИАТ Ховар акцентирующиеся больше всего на  повышения потенциала сотрудников агентства, а не за счет ограничение прав других СМИ;

Справка: В Таджикистане действует 446 печатных изданий, в том числе 270 частных газет, 44 радио и ТВ-станций, из которых 28 – частных, 10 информационных агентств, из которых кроме «Ховар» все остальные носят частный характер..

 


[1] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года. Официальный текст конвенции расположен по ссылке:

[2] Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 года, №643

[3] Положением о национальном агентстве Таджикистана «Ховар» Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2004 года, № 184

[4]Концепция государственной информационной политики Республики Таджикистан. УтвержденаУказом ПрезидентаРеспублики Таджикистан от 30 апреля 2008 года № 451

[5]Концепция информационной безопасности  Республики Таджикистан. Утверждена указом Президента РТ от 2003 года № 1175